yu_sinilga (yu_sinilga) wrote,
yu_sinilga
yu_sinilga

Categories:

Еще раз про любовь

Давеча хвалила советскую школу исторической беллетристики, однако есть в русской истории одна закавыка и нехороший герой, об которого все романисты хармсовски препинаются.

Меня занимает вопрос: отчего так неудачны все исторические романы об Иване Грозном (за исключением "Князя Серебряного", роман, при всех слабых местах: ходульная любовная интрига, карамзинистский морализм и тенденциозность: "царь-злодей", Ричард Третий, Нерон и кровоядец, - вещь все-таки исключительно сильная)? Костылева трилогия - это какой-то кошмар авторской несостоятельности, он бросает героев, забыв напрочь о их судьбах, не упоминая даже скороговоркой в дальнейшем; ляпает в действие придуманных, не сообразуясь с исторической правдоподобностью; романы "Льва" "Жданова" - бездарный шлак, предтеча графоманских опусов Радзинского; сюда же Бадигина с его "Корсарами".

Перешучивая "наше всё", скажу: "Вы лажу, люди, гоните такую, // Такую хтонь, что царь Иван Васильич // От ужаса во гробе содрогнулся!"

А вот пьесы о Грозном, напротив, исключительно эффектны (сценарий Эйзенштейна прибавим к драматическому жанру). Драматизм эпохи и титанической личности? (Опять-таки не без исключений: две пьесы иного Алексея Толстого, "красного графа", "Орел и орлица" и "Трудные годы" - халтура сталинская, без стыда за автора великой книги о Петре Первом читать невозможно.) Или всё дело - в масштабе литературных дарований?

(Петру Великому в литературе повезло куда больше, при похожих исходных данных.)



Худ. Пелевин. Иван Грозный в келье Николы Саллоса.

Может быть, камень преткновения - в пафосе, естественном для пьесы и губящем прозаическое повествование, особенно большую форму, если это не эпос. (Полистала я, кстати, свой детский роман: "не, щас я стоко не выпью".) А камерная вещь ("автор любил сажать своих героев в темницы, и поэтому критики называли его творчество "камерным"" :)), притом в духе Серебряного века (стилизовать только так и годно, не постмодернизмом же заниматься, Господи прости), вполне приемлема.

***

И чтоб два раза не вставать, для интересующихся:

Михаил Кузнецов, воспоминания об Эйзенштейне:

"Кстати, о моей актерской индивидуальности у Эйзенштейна было довольно своеобразное представление. Однажды, после репетиции сцены убийства Федора Басманова (из третьей серии) он сказал:

— А ведь ты неверно о себе думаешь. Ты считаешь, что ты бытовой актер, а ты актер романтический!

Я не помню, почему он решил, что я романтический актер, — видимо, в тот день я репетировал в большом эмоциональном накале".


Там еще другие "мемуары про татар". Я их - да и кузнецовские - раньше не читала. Всё угадала в рассказе: и выжившую из ума прислугу, и полнейшее одиночество-забвение, и мотив "Бориса Годунова". Не угадала - продиктовали.

Знала бы раньше, что Эйзенштейн - розенкрейцер, ввела бы мотивы "химической свадьбы" (а это знание приберегли "на сладкое").

Потеха (скудный быт гения): "В общем, это была бедная комната. Стоимость вещей, если не считать рояля и немногих памятных уникальностей, вроде портрета Чаплина с его автографом, была ничтожна. Гнутые трубки столов, кресел и пюпитров, книжные стеллажи из толстых досок, крытых кремовой эмалевой краской, доски, прибитые как продолжение подоконников, чтобы можно было раскинуться с журналами и рукописями, обитое парчовым шелком кресло-трон церковно-дворцового стиля (шутка для гостей?), настольная лампа на шарнирах, тогда казавшаяся сверхконструктивизмом, как и часы без стекла со стальным циферблатом и с какими-то дугами из стальных лент — все это стоило копейки!"

Шутка-шутка, советским дуракам секретов не рассказывают. Видывали мы такие "троны", и даже сиживали...


Tags: Иван Грозный, Эйзенштейн, история, литература, проклятые графоманы, советское кино, штудии
Subscribe

  • "Песни про пельмени"

    Прислали старинную книжечку. (Николай Васильевич Гоголь хотя и с галушкою, но тематически уместен на юзерпике.) Что лучшее во всемъ твореньи?…

  • ИЗ ДАНИИ ИЗДАНИЕ

    Вчера письмо домчалось, с моей публикацией, давностью год и месяц. Заработали типографии, открылись границы северо-западных государств, новых…

  • В Гатчинском парке

    Старый дуб ещё совсем нагой. Князь Андрей бы не ободрился его видом (а вот нечего в начале мая в Гатчину ехать, надо в конце майских дней). Живы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • "Песни про пельмени"

    Прислали старинную книжечку. (Николай Васильевич Гоголь хотя и с галушкою, но тематически уместен на юзерпике.) Что лучшее во всемъ твореньи?…

  • ИЗ ДАНИИ ИЗДАНИЕ

    Вчера письмо домчалось, с моей публикацией, давностью год и месяц. Заработали типографии, открылись границы северо-западных государств, новых…

  • В Гатчинском парке

    Старый дуб ещё совсем нагой. Князь Андрей бы не ободрился его видом (а вот нечего в начале мая в Гатчину ехать, надо в конце майских дней). Живы…